Запишитесь на демонстрационный показ техники

Мастер-класс: косим, ворошим и валкуем

     Во многом именно от правильной настройки кормозаготовительной техники зависит итоговое качество получаемых кормов. Почему это так важно и каким моментам в преддверии выхода в поле необходимо уделить особое внимание? Своим опытом делятся специалисты CLAAS.

     Центральное место в борьбе за качество кормов, разумеется, принадлежит различным мероприятиям, направленным на снижение их загрязнения частицами почвы. Ведь снижение зольности всего на 1 % повышает нетто-энергию лактации на 0,1 мДж. В случае с высокопродуктивным стадом и убираемыми, например, 3000 кг сухого вещества (СВ) с каждого гектара – выходит около 95 кг молока. Их вы либо дополнительно получаете с площади, либо, наоборот, теряете. Впрочем, это не единственное направление, где нужно уделять внимание процессу настройки техники с точки зрения сохранения питательности кормов. На первом месте стоит и экономическая сторона вопроса — возможность снижения себестоимости без ухудшения качества.

     Начнем с кошения. В части агрегатирования фронтальных дисковых косилок важно, чтобы гидравлика фронтальной трехточечной навески обязательно была переведена в плавающее положение. Так косилочный брус сможет оптимально копировать рельеф как в продольном, так и в поперечном направлении, а значит, к минимуму будет сведено не только загрязнение корма, но и возможное повреждение дернины. Единственное исключение из этого правила — машины с интегрированной системой копирования рельефа, такие как, например, CLAAS DISCO MOVE. Для них это делать не нужно.

     Важнейшим аспектом настройки любой косилки является корректно заданная разгрузка агрегата или то давление, которое она оказывает на опорную поверхность. Большую часть массы навесной косилки необходимо передать на сам трактор. Это значит, что пружины механической системы разгрузки фронтальных косилок в ходе регулировки должны получить требуемое преднатяжение. Если на косилке установлена гидропневматическая система регулировки, например ACTIVE FLOAT, начинать нужно с минимального рекомендованного уровня опорного давления. Благодаря этому решается проблема с боковым уводом косилочного бруса и повреждением дернины. Кстати, такие системы особенно полезны для широкозахватных косилок с плющилками. Они позволяют быстро изменять опорное давление под требуемую скорость кошения, что не только уменьшает зольность (по данным DLG1, на 15 %), но и снижает расход топлива благодаря меньшему тяговому сопротивлению.

     При навеске на трехточечный механизм важно следить за тем, чтобы центральная тяга была отрегулирована по длине соответствующим образом. Она обязана обеспечивать достаточный ход отвечающих за разгрузку косилки пружин. Разумеется, сам косилочный брус выставляется строго по горизонту. Не должно быть завалов вперед или назад. Лучший ориентир тут — максимальное пятно контакта башмаков с ровной опорной поверхностью.

     Еще одна точка внимания — скорость оборотов ВОМ. Порой ее можно снизить, сэкономив благодаря этому топливо. Так, дисковые косилки CLAAS c системой MAX CUT благодаря своей конструкции c работающими в противофазе дисками и длинными ножами без снижения качества среза могут работать от ВОМ на 850 об/мин. В результате уменьшения оборотов тракторного двигателя на 150 об/мин можно получить экономию топлива до 22 %. Разумеется, ножи должны быть с исправными и острыми режущими кромками. Еще одним резервом экономии может являться настройка плющилки. Если в этом нет особой необходимости, то нет смысла «зажимать» зазор или чрезмерно  увеличивать частоту вращения вальцов. Так вы лишь сожжете лишнее топливо и нарушите структуру корма. А вот функцию работы в «расстил» нужно использовать по максимуму, так чтобы минимизировать время, необходимое для подвяливания зеленой массы.

     Переходим к ворошителям. В том случае, когда работать приходится с влажной растительной массой, особенно если речь идет о ее первом вспушивании и распределении, нужно выбирать более агрессивный угол атаки роторов агрегата. Этим вы обеспечите максимальное поднятие массы. Если работаете с уже подсушенной — пологий. Так будет происходить максимальное распределение по ширине. Кстати, не забывайте учитывать и особенности конструкции конкретного агрегата. В частности, вследствие того, что на CLAAS VOLTO 900 и 1100 два центральных ротора расположены вблизи от достаточно больших колес ходовой части, их настраивать нужно несколько по-другому, чем остальные. Что же касается требуемой скорости вращения роторов, а следовательно, и привода ВОМ, то это в значительной степени зависит как от самой растительной массы, так и от высоты стерни. Так что для каждого случая нужно подбирать свой режим. Отметим, что благодаря загнутому назад на 29,3 градуса положению граблей ворошители CLAAS VOLTO с системой MAX SPREAD, как правило, требуют меньших оборотов, чем другие. Это положительным образом сказывается не только на возможности снизить расход топлива, но и на работе с сильно облиственными кормовыми культурами, например люцерной. Меньшая скорость вращения — меньшие потери наиболее богатых белками листьев.

     Поскольку конструктив валкователей построен на использовании больших роторов, каждый из которых имеет свою независимую ходовую часть, для успешной работы им требуется максимальная свобода в части копирования рельефа поля. Данный факт стоит учесть в процессе агрегатирования с трактором, обеспечив при навеске строго горизонтальное положение агрегата. При этом давление во всех колесах ходовых тележек роторов должно быть обязательно одинаковым. Иначе при работе граблины будут периодически цеплять дернину и почву, а в некоторых случаях возможна даже блокировка и волочение неудачно развернувшегося колеса. Хотя последний факт для четырехколесной конструкции, которая используется в валкователях CLAAS LINER, не характерен. Этим обычно грешат агрегаты с трехколесными тележками.

     Перед каждым выходом с валкователем в поле необходимо проверять угол поперечного наклона его роторов. Каждый из них должен быть слегка наклонен в сторону формируемого валка или валков. Поэтому данный факт особенно важно учитывать при смене режимов работы на двух- и четырехроторных моделях. В валкователях CLAAS LINER эта регулировка осуществляется за счет перестановки колес ходовой части на 1,5– 2,5 см по высоте.

     Наряду с оптимизацией работы валкователя в целях повышения качества кормов не стоит забывать и об улучшении эффективности уборки. Чтобы максимально загрузить кормоуборочный комбайн или пресс-подборщик, которые включаются в этот процесс следом, нужно сформировать максимально плотный и ровный валок. Поэтому работать необходимо не спеша и на сниженных оборотах ВОМ. Обычно достаточно 380–420 об/мин. В результате вы получите не только аккуратный валок, но и экономию топлива.